В настоящее время до сих пор отсутствует однозначное понимание реализации механизма по принятию необходимых мер, когда объект, подлежащий экспертизе промышленной безопасности, оценивается на соответствие требованиям промышленной безопасности (ПБ) с последующим выводом, как не в полной мере соответствующий этим самым требованиям.
Ряд организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при получении проектов заключений экспертизы промышленной безопасности (ЗЭПБ) на согласование (по заключаемым договорам с подрядчиком Заказчик указывает на данное условие как обязательное, с вытекающими отсюда последствиями, что, однако, противоречит требованиям нормативных правовых актов (НПА), гласящих, что экспертиза проводится на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники – п. 3, ст. 13 ФЗ № 116 от 21.07.1997 г), с выводами когда объект контроля не в полной мере соответствует требованиям ПБ, начинают требовать от экспертной организации (ЭО) указывать сроки выполнения мероприятий, которые должны быть выполнены Заказчиком, после чего объект будет удовлетворять требованиям ПБ. В противном случае, как правило, у ЭО начинаются проблемы с подписанием Акта выполненных работ по данному объекту.
Следует отметить, что при проведении ЭПБ Заказчик, полагаясь на свой приоритет права, подкрепляя это условиями договоров, во взаимодействии с ЭО, допускает многочисленные «вольные трактовки», исключительно обеспечивая свои интересы ведения хозяйственной деятельности, нисколько не учитывая права второй стороны, требуя полного исполнения условий договоров. Ни о каком паритете прав и речи не идет в нынешних сложившихся «рыночных отношениях». Ключевым моментом таких взаимоотношений, негативно сказывающемся на качестве работ в области ПБ, остается система тендеров и связанных с ними демпингом цен недобросовестных участников закупочных процедур (http://hm.irk.ru/?p=1583 ).
Для исключения имеющихся «пробелов» в требованиях федеральных норм и правил в рамках секции №8 научно-технического Совета Ростехнадзора (РТН) подготовлен проект руководства по безопасности «Формирование выводов заключения экспертизы промышленной безопасности о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности» .
Кроме этого, в Письме зам. руководителя Сибирского управления РТН от 01.02.2019, РТН четко указывает, что на эксперта в области ПБ положениями действующих НПА не возложена обязанность устанавливать срок и проверять исполнение изменений и мероприятий, изложенных в ЗЭПБ. Проверка выполнения мероприятий должна возлагаться на РТН.
Таким образом, РТН ставит точку в вопросе, который позволял эксплуатирующим организациям манипулировать ЭО, загоняя их в заведомо в неправомерную плоскость действий, за что те же эксперты подлежали административной ответственности за нарушения действующего законодательства (см. Презентация проекта РБ).