enru

О необходимости содействия субъектам малого и среднего предпринимательства

С Письмом о фактических мерах поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и предложениях по решению ряда вопросов АО «ИркутскНИИхиммаш» обратилось в органы государственной власти РФ. Публикуем содержание данного Письма, рассчитывая на то, что реальная ситуация по поддержке предприятий, занятых в реальных секторах экономики, получит  объективную оценку соответствующих законодательных, исполнительных государственных структур, заинтересованных сторон и придаст положительный импульс к работе над существующими ограничениями и барьерами с целью ускорения темпов развития малого и среднего бизнеса, занятого в промышленности, являющегося, по сути, одним из фундаментов бесперебойного функционирования системообразующих предприятий РФ.

О положении МСП.

Суть проблемы заключается в следующем. С 2014 года все предприятия государственных и частных компаний стали оплачивать инжиниринговые услуги предприятий и организаций МСП через 45-60-90 дней после подписания актов приемки сдачи работ.

Фактически оплата выполненных работ производилась через 90-120 дней после подписания актов, авансирование не предусмотрено. В ряде случаев и позже, так как акт приемки работ может оформляться Заказчиком сколь угодно долго под различными предлогами. В тоже время, инжиниринговых услуг, которые выполняются за один день, нет. Это поставило МСП «на колени». Не смотря на два Постановления Правительства об оплате работ не позднее одного месяца, а потом через 15 рабочих дней, на них никто не обращает внимание. У каждого предприятия государственных компаний имеется Положение, противоречащее последнему Постановлению Правительства №1205 по срокам оплаты. Заказов на оказание инжиниринговых услуг в промышленности все меньше, так как мало что строится и модернизируется, соответствующие структуры почти все закупают за рубежом. Многое можно производить в стране, но условий для этого не создано. Введение тендерных процедур еще больше усугубило положение МСП, но приходится соглашаться на такие условия по срокам оплаты и «мизерные» цены для сохранения деятельности организации (в большинстве случаев единственным критерием, по которому выбирается исполнитель работ – это минимальная цена). Существующими мерами поддержки МСП и кредитами для восполнения кассовых разрывов воспользоваться невозможно, так как не должно быть долгов по налогам и зарплате. Однако, при вышеупомянутой системе оплаты долги возникают.

С февраля 2022 года Заказчики стали требовать еще больше снижать цены, даже уже по заключенным договорам, при этом навязывая выполнение дополнительных работ без оплаты.

До 2014 года в институте работало 350 сотрудников, средняя зарплата была 42-45 тыс. руб/мес. К этому времени за последние 10 лет специалисты института для различных предприятий разработали более 200 проектов новых аппаратов для различных предприятий страны и ряд промышленных объектов, которые запущены в работу.

После 2014 года институт, в основном, занимается разработкой технических решений на ремонт дорогостоящего импортного оборудования,  закупленного всего несколько лет назад, но выходящего из строя, экспертизой промышленной безопасности (ЭПБ), и очень редко единичным проектированием оборудования. Цены на любую инжиниринговую работу снизились в 2,5-3 раза.  Приходится соглашаться, чтобы выжить, не говоря уже о развитии, средняя зарплата в настоящее время составляет 25-27 тыс. руб./мес. В то же время обеспечение промышленной безопасности, которая является важной составляющей безопасности страны, свелась к рыночным отношениям, кто дешевле выполнит работу, тот её и получит. При этом качество, знания и опыт не имеют никакого значения. В этих работах занято несколько сот тысяч человек, среди которых зреет недовольство из-за несправедливой оплаты труда. Вышеупомянутые Заказчики   разъясняют нам, что в стране «рыночные» отношения, а, объективно, это диктат Заказчика и удушение МСП. В то же время цены на товары, продукты питания, тарифы на тепло и электричество, приборы контроля технического состояния оборудования   стали в несколько раз выше и продолжают расти.

Согласно «Реформы» проведенной Ростехнадзором в 2015 году, введено требование об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, для чего необходимо пройти обучение (обычное «натаскивание» в течение трех недель по тестированию на ПК по вопросам из разных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности) стоимостью от 500,0 до 800,0 тыс. руб. (по области аттестации – нефтегазодобыча, цены доходили до 1,5 млн. руб.), в зависимости от категории эксперта и области аттестации. Обучение в магистратуре лучших ВУЗов в течение двух лет стоит дешевле или столько же. В то время, от профессионального сообщества были обращения на Прямую линию Президенту, в Прокуратуру РФ, в Администрацию президента, в Правительство, организовывались парламентские слушания в рамках одного из комитетов Государственной Думы. Но, этот вопрос со временем, свелся к множеству публичных выступлений в различных СМИ представителей Ростехнадзора о необходимости проведенной «реформы» и «голос» профессионального сообщества услышан не был.

Рынок услуг в области промышленной безопасности условно считается «высоко конкурентным», так как он представлен большим количеством экспертных организаций, в основном, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Вся «конкуренция» сводится к предложению минимальной цены. От первоначальной стоимости лотов, цены порой опускаются в 4-5 раз или даже на порядок. Такие микропредприятия и ИП могут себе позволит демпинг, имея минимальные накладные расходы (как правило, только на аренду офиса), упрощенную систему налогообложения, принимая работников на разовые работы под конкретно выигранный тендер по договорам подряда. Однако, на этом рынке еще остаются крупные экспертные организации, со своим имуществом, со штатом сотрудников свыше 100 человек и соответствующими накладным расходами. Конкурировать по минимальной цене с маленькими организациями они в принципе не могут, но при этом способны комплексно решать проблемы промышленных предприятий, неся при этом полноту ответственности за качество услуг, продукции, платя налоги и обеспечивая рабочие места.

На графике показано снижение  цен на ЭПБ по одному из крупнейших региональных нефтехимических заводов. Фактически, такая же картина по всем предприятиям государственных и частных компаний добывающих и перерабатывающих природные ресурсы. Это касается и проектно-конструкторских работ. Вопрос ценообразования в области промышленной безопасности необходимо решать по аналогии со строительной отраслью, в которой применяются утвержденные справочники базовых цен на проектные работы в строительстве, а сметная стоимость строительства определяется при разработке проектной и рабочей документации.

Разработанная комитетом по промышленной безопасности ТПП РФ «Методика определения стоимости проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств» была одобрена в 2020 году и рекомендована Ростехнадзором к применению, но Заказчиками она не признается, и на тендерах в большинстве случаев принимается решение по выбору поставщика услуг только по минимальной предложенной цене.

Работы по техническому диагностированию оборудования опасных производственных объектов выполняются по ценам ниже порога минимально обоснованной стоимости, что обусловливает соответствующий уровень качества. Большинство сделанных экспертиз в области промышленной безопасности не отражают объективной ситуации с техническим состоянием опасных производственных объектов. Об этом неоднократно упоминал бывший руководитель Ростехнадзора Алешин А.В. Но коммерческие интересы разных структур в этой сфере деятельности преобладают над теми задачами и вопросами, которые в рамках действующего законодательства должны выполняться и решаться по обеспечению промышленной безопасности на государственном уровне.

За инжиниринговую или инженерную работу на предприятиях вышеуказанных компаний зарплата в 2-3 раза выше. Сотрудники института и других организаций МСП уходят на предприятия таких компаний, аванс и зарплата там всегда вовремя. По этим причинам к 2022 году в институте осталась половина коллектива.

Об отношении чиновников на обращения.

1.На обращения о нарушениях предприятиями Государственных и частных компаний Постановлений Правительства по срокам оплаты выполненных работ, Минэкономразвития рекомендует: «…собрать на интернет-ресурсе 100000 отзывов о том, что нарушения Постановлений Правительства по срокам оплаты, это плохо, и после этого обращаться в государственные структуры для решения вопроса (письмо Минэкономразвития от 15.03.18 года №ОГ-Д-2507, подписанное директором Департамента развития МСП и конкуренции М.В. Паршиным»).

На такие же обращения в Минтруд и соцзащиты, Минфин РФ, нам сообщают, что мы имеем право обратится в прокуратуру или подать на Заказчика в суд (письма, соответственно, №14-2/ОГ 1726 от марта 2018 года и №24-03-08/19522 от 28.03.18).

Обратились в областную прокуратуру. Нам сообщили, что проведут проверку, которая так и не состоялась. Никто не хочет связываться с крупными государственными и частными компаниями.

2. На обращение в Минэкономразвития, что невозможно получить льготный кредит потому, что у банков свои Положения, и они игнорируют Постановление Правительства, нам сообщают: «…что субсидии по кредитам выдаются МСП  по ставке 6,5; 3,5 и 3,1% годовых (письмо Минэкономразвития от 02.03.18 года №ОГ-Д21-2084, подписанное Директором Департамента управления делами В.М. Пушкиным».

3.На жалобу в администрацию Президента о невозможности получить льготный кредит, пришел ответ консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций  Д. Бардина: письмом  от 21.08.19 года ссылается на ФЗ от 02.12.90 года №395-1 «о не вмешательстве различных структур власти в деятельность кредитных организаций» и рекомендует  «в случае несогласия с действием банка заявитель вправе обратиться в суд».

4.На обращение к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по указанным выше вопросам, получаем информацию на 12 страницах, чем занимается эта структура, но не получили ответ на наши вопросы (письмо от 29.10.18 №УПП/06841-06), подписанное руководителем аппарата И.В. Корзенковым). У нас еще много подобных ответов на наши обращения. После их получения пропадает желание куда-либо обращаться. Ничего не поменялось и в настоящее время.

5. Создано большое количество структур для «содействия развитию» МСП. У них хорошая отчетность, хотя заметных результатов не видно. Но «помощники» чувствуют себя вполне прилично при хорошей зарплате из государственного бюджета, а главное — никакой ответственности.

6. По-прежнему донимают различные надзорные органы (не те лампочки в кабинете – штраф 10,0 тыс. руб.; поступила жалоба в трудовую инспекцию — сразу проверка и штраф 20 тыс. руб. (реликт советского времени?). Зачем тогда суды?

7. За задержку выплаты  зарплаты и налогов из-за длительных сроков оплаты за выполненную работу, налоговая приостанавливает банковский счет, как будто от этого появятся средства, начисляются штрафы и пени. Такое впечатление, что надзорные органы испытывают иезуитскую радость, наказывая организацию, а лучше всего её закрыть. Как в таких условиях расчетов своевременно платить зарплату и налоги? Но все проверяющие ссылаются на законы, которые обязательны только для исполнителя. Фактически, деятельность многих надзорных органов, является избыточной, задублированной и тормозит работу организаций реальных секторов экономики.

Об импортозамещении.

В 2015 году началась кампания по импортозамещению. На обращения к предприятиям нашего национального достояния или главной нефтяной компании страны, работающих в нашем регионе  по поводу импортозамещения, нам отвечают: «Вы нам сначала сделайте, а мы посмотрим, годится это или нет. Финансировать работы отказываются, а у института на такие разработки, как и у других представителей МСП средств нет по вышеуказанным причинам. Такое отношение принципиально отличается от импортозамещения, в котором я участвовал в советское время. В импортозамещении были заинтересованы Заказчики и Исполнители. НИР и ОКР  финансировались Минхиммашем до доводки опытного образца и запуска в производство. На днях обратились в Дальневосточный банк, через который предприятия АО «НК «Роснефть» перечисляют нам оплату за оказанные услуги, по поводу выделения кредита. Условия такие: годовая ставка 20% и должны быть гаранты физические лица. Такой размер ставки сводит на нет деятельность организации при уровне складывающейся рентабельности в РФ равной 7-10%, и где же найти таких физических лиц – гарантов, юридическому лицу. Заемщик и так представляет в залог все свое недвижимое имущество и земельный участок, находящиеся в собственности, стоимость которых, даже кадастровая, превышает запрашиваемый размер кредита на порядок.

Кроме этого, на фоне санкций, Минпромторг и Минцифры заявили, что создали цифровой сервис «Биржа импортозамещения» или торговый портал для взаимодействия между компаниями и заказчиками в России. При ознакомлении с этим сервисом и порядком его использования, понимаешь, что по сути, это давно используемая заказчиками и поставщиками услуг, товаров электронная торговая площадка группы Газпромбанка. То есть, имеем от чиновников конъюнктурное «решение вопроса» на возникшую проблему.

В связи с вышеизложенным просим рассмотреть и оказать содействие в реализации следующих предложений.

О развитии МСП.

Для развития МСП оказывающего инжиниринговые  услуги и созданию условий импортозамещению целесообразно:

— Прокуратуре взять под контроль Положения предприятий государственных и частных компаний по оплате услуг МСП и объявляемые на площадках тендерные закупки услуг, чтобы они соответствовали Постановлению Правительства №1205;

— Узаконить авансирование и поэтапную оплату работ со сроком 15 рабочих дней после подписания акта о приемке работы в соответствии Постановлением Правительства №1205. (Письмом от 13.10.2020 №01-02-04/24-89449 заместитель министра Минфина РФ А.М. Лавров сообщает следующее: а) …с учетом требования ФЗ №223  Заказчик устанавливает все условия, касающиеся договора,…в том числе о сроках оплаты обязательств по контракту. В том то и проблема, что условия Заказчика по договору и на тендерных площадках противоречат ФЗ №223 и Постановлению Правительства №1205; в) …в части обязательного авансирования договоров Минфин РФ обеспокоен, что Подрядчик может похитить средства, поэтому в случае авансирования, со стороны Подрядчика должно быть обеспечение в размере аванса). Лукавство, если у Подрядчика есть обеспечение аванса, то зачем ему аванс? Кроме того, Заказчики прекрасно знают надежных Подрядчиков, которые работают с высоким качеством и требуют достойную оплату своего труда, но заключают договора с ненадежными  Подрядчиками предложившим минимальную цену. Какая цена, такое и качество;

— На 2-3 года освободить МСП от налогов за исключением налогов с зарплаты (НДФЛ, страховые взносы);

— Проверить обоснованность цен за свои услуги учебных Центров по аттестации экспертов в области промышленной безопасности (располагающихся в Москве), которые заработали на экспертных организациях не менее 4-5 млрд. рублей за период с 2016 по 2019 годы и продолжают это делать;

— Усилия Ростехназора и соответствующей структуры Правительства должны быть направлены на создание условий для образования крупных организаций МСП, занимающихся обеспечением промышленной безопасности страны в виде оценки технического состояния оборудования. Это создаст условия для развития современных методов, средств контроля и нормативных документов, повышающих безопасность опасных производственных объектов. Для большинства из действующих нескольких тысяч экспертных организаций, обеспечение промышленной безопасности является средством заработать на хлеб любым путем, хотя промышленная безопасность является составляющей безопасности страны, и она не может стоить необоснованно дешево как в настоящее время.

— Предлагается законодательно утвердить методику определения минимальной стоимости на виды работ в области промышленной безопасности;

— Провести анализ деятельности структур, оказывающих «содействие развитию» МСП на предмет их фактической результативности и эффективности;

— Деятельность надзорных органов в этих сложных условиях должна быть в первую очередь профилактическая, а не наказательная. ФНС должна учитывать причины не поступления налогов и принимать в расчет имеющийся утвержденный Портфель заказов конкретного МСП, основывающийся на заключенных договорах, обусловливающий его жизнеспособность. Если Заказчики — предприятия государственных и частных компаний, нарушают Постановления Правительства по срокам оплаты, то почему наказывают Подрядчика?

Об импортозамещении.

Работу по импортозамещению можно было бы эффективно запустить, если бы банки выдавали льготный кредит под конкретное изделие по заданию Заказчика и не на один год, или чтобы Заказчик оплачивал НИР и ОКР. Пока не видно заинтересованности Заказчика. В настоящее время, если удалось получить кредит, его надо отдать в течение года. Кредит реально можно отдавать после доводки образца изделия и запуска его в производство и, в  зависимости от сложности изделия, минимум через 1,5-2 года. Надо также понимать, что будут задействованы соисполнители с материалами и комплектующими, а это тоже требует времени. При этом требования банков и условия получения кредита должны содействовать, а не препятствовать импортозамещению и развитию реальной экономики страны.

Для возможности использования инструментов поддержки МСП, при наличии задолженности, причинами которой являются объективные обстоятельства, предлагается открывать специальные счета под решение конкретной задачи с действенными механизмами контроля за расходованием средств и соответствующими мерами за их нецелевое использование.

28120cookie-checkО необходимости содействия субъектам малого и среднего предпринимательства